"Милые блокадные подружки,
из стихотворения учительницы пения Судьбы и воспоминания В начале войны школа 359 перестала существовать как учебное заведение. С сентября 1941 года по сентябрь 1942 года занятий в школе не было, здесь находился профилакторий-стационар для учителей и учащихся, ослабленных блокадой. Но в августе 1942 года было решено с нового учебного года возобновить занятия. Школа №359 под руководствомдиректора Клавдии Николаевны Марковой была одной из немногих школ в городе, которая работала непрерывно, начиная с 1942 года. Отцы большинства детей были взяты на фронт. Матери работали на заводах, фабриках, в хлебопекарнях и даже иногда не ночевали дома.Дети собирались в школу рано, около 6 часов утра, так как родители уходили на работу, и они боялись оставаться дома одни. Некоторых детей, найденных при обходах квартир, учителя сами приводили в школу. В те годы ходить в школу означало не только учиться. Это и участвовать в разборке деревянных домов и сараев, выделенных на дрова, это и доставка дров через весь город, это и работа на участке подсобного хозяйства летом 1943 года. На Лиговском проспекте был обнаружен кран, из которого ленинградцы могли получать воду. Из учащихся и учителей был организован отряд для похода за водой. С каждым днем детей приходило все меньше и меньше. Обстрелы бывали ежедневно в одно и тоже время. Когда объявляли тревогу, учителя забирали ребят и через двор уводили в бомбоубежище. Там занятия продолжались. И вот тогда в школе было организовано питание. В чем оно заключалось: это была тарелка горячей воды, в которой иногда плавало несколько крупинок. И этот «суп» привлек учащихся, потому что многие из них не имели дома даже холодной воды. Из воспоминаний Зайцевой Ольги Федоровны: "…на моих глазах были ранены медсестра Чистякова Инна и учительница географии Салдыкова Раиса Александровна. Раису Александровну сразу увезли на скорой помощи в госпиталь, так как при обстреле она получила рану в живот, а медсестра получила ранение в ногу. Когда падала Раиса Александровна, она крикнула: «Карточки целы?!»"
С первыми лучами солнца 1943 года было дано распоряжение вывезти детей в сельскохозяйственные лагеря. Наша дружина была прикреплена к заводу «Электросила». Директор этого объединения приезжал в лагерь и заключал договор с директором школы №359 о том, что ребята и учителя обязуются полоть, убирать урожай, а взамен им дадут продовольственную карточку рабочего. На территории лагеря была столовая, где ученики и учителя питались 3 раза в день. Учащиеся постепенно вставали на ноги. Пионерские отряды уходили и приходили с работы с песнями и даже некоторые дети стали шалить. Учителя круглосуточно наблюдали за ребятами, ведь кругом лагеря были леса, а в лесах были воронки, а может быть и неразорвавшиеся бомбы или снаряды. Таким образом они прожили там лето, наступила осень, учащиеся получили кое-какие продукты. Ребята и учителя вернулись в город. Началась учеба. На следующий год ребята тоже поехали в сельскохозяйственный лагерь «Ударник». Там даже были устроены соревнования, а победители вознаграждались стаканом молока. Жизнь восстанавливалась, но обстрелы продолжались. Школа все время расширялась. Так учеба продолжалась до прорыва и полного снятия блокады. Все ребята и учителя, которые жили и работали в Ленинграде в то время, получили медаль «За оборону Ленинграда» с удостоверением. |
Запомните имена тех, к кому рано утром спешили дети в те нелегкие времена: Маркова К. Н. — директор школы; Минкина Е. Л. — завуч школы; Захарченко И. Ф. — завуч начальных классов; Терновская О. Г. — секретарь школы; Макарычева Н. — пионервожатая; Федорова Е. А. — заведующая библиотекой; Путина А. М. — учитель начальных классов; Левитская З. Ф. — учитель начальных классов; Лагутина В. Ф. — учитель начальных классов; Максимова Е. Г. — учитель начальных классов; Са(л)дыкова Р. А. — учитель географии; Абрамова М. А. — учитель русского языка; Иванова Н. Г. — учитель русского языка; Куриленко С. И. — учитель русского языка; Рыбкин П. П. — учитель рисования; Яковлева А. Л. — учитель биологии; Голышева А. В. — учитель истории; Переверзев Б. И. — учитель физики; Иванова Т. Ф. — учитель химии; Стунеева Н. Д. — учитель пения; Тыкучинский — военрук; Лопатко Т. С. — заведующая хозяйством; Зайцева О. Ф. — буфетчица школьной столовой. Благодаря этим людям, все ученики, посещавшие школу в годы блокады, выжили!
Из военной биографии Нас было пятеро: папа, мама, сестра Александра, брат Сергей и я — Алексей (1924 г. р.) В 1939 году я окончил семь классов 359 школы и пошел работать на завод № 190. 1941 год. 23 июня по зову сердца и любви к Родине я написал заявление, чтобы меня взяли добровольцем в ряды Красной Армии защищать Отечество. Мою просьбу удовлетворили, и 4 июля я уже был в рядах РККА.
10 июля 1941 года был на передовой линии фронта. Мы остановили противника у населенного пункта Большие Угороды Новгородской области. Месяц и три дня мы сдерживали наступление противника. 13 августа 1941 года отступили на вторую линию обороны. В ночь с 13 на 14 августа я и десять товарищей во главе с молодым офицером на машине-полуторке поехали выкрасть из разбившегося дзота пушку. Из всей группы в живых остался только я один.15 августа, бродя по лесу, встретил подразделение нашей дивизии и примкнул к нему. А 16 августа мы попали в окружение. Я с группой товарищей пошел «на пушку и два пулемета», из группы остались в живых только я и раненый Емельянов. Но выход подразделению мы обеспечили. 24 августа 1941 года, будучи в окружении под Вырицей, подорвали немецкий тягач и забрали галеты, табак, белье, открытки, бритву. Я взял немецкие ботинки, потому что мои сапоги разорвались. Ботинки мне очень понравились, в них ноги оставались сухими. Очень были рады тому, что смогли переодеть чистое белье. Я послал брату открытку, на ней есть штамп военной цензуры. Брат открытку получил и она до сих пор хранится в нашей семье.
|
Материал подготовлен на основе исследовательской работы ученика 10 «А» класса Петрова В.,
руководитель работы Медведева Н. В., представленной на конференции «Война. Блокада. Ленинград», 2007 год